Русская остеопатическая ассоциация -

Cайт доктора остеопатии Запольского Кирилла Владимировича

Поиск

Яндекс.Метрика
Создание и продвижение сайта

Тещин внучек...

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

На приеме мальчик пяти лет в сопровождении бабушки и папы. Насколько я понял, эта бабушка была для папы еще и тещей… но не в этом, впрочем, основная суть. Это я так, к слову. Для понимающих…

Жалобы предъявляли на скудную речь у ребенка, малый словарный запас, плохое произношение звуков.

Пятилетний ребенок, не имеющий психических проблем, как правило уже адекватно должен воспринимать происходящее вокруг. Но этот мальчик, назовем его Кириллом, с самого начала повел себя как-то по-особенному. Бегло оценивая ребенка в начале общения, я вскользь подумал, что у него имеется задержка психоречевого развития, что в моей практике встречается достаточно часто. Но присмотревшись пристальнее к этой семье, я вскоре усомнился в этом диагнозе.

Диагноз «задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР)» ставиться тогда, когда помимо задержки экспрессивной (разговорной) речи страдают и другие составляющие когнитивной сферы, например, импрессивная (понятийная) речь. Или ребенок не может адекватно своему возрасту оценивать ситуацию и ведет себя соответствующим образом (пятилетний как трехлетка). И вот здесь необходимо тщательно разобраться в причине имеющихся проблем. На самом деле глобально причины две: медицинская и немедицинская. И это принципиально важный момент, от которого будет зависеть выстраивание алгоритма помощи пациенту, попросту говоря его лечения. Но слово «лечение» должно использоваться в случае решения именно медицинских проблем, а если у ребенка проблема, так сказать, не медицинская? Это очень важно, так как многие родители, да и некоторые «специалисты по ЗПРР» готовы броситься всеми своими знаниями по фармакотерапии\остеопатии\гомеопатии лечить ребенка! Но, к сожалению, лечить-то они будут, а вылечить вряд ли смогут, если причина задержки развития ребенка лежит не в нервной системе. Впрочем, и обратная ситуация также справедлива. Многие противники «всякой химии для ребенка» будут до бесконечности посещать психологов, логопедов, дефектологов, но если решение проблемы требует реальной медицинской помощи, то все старания будут тщетны – зря потраченные деньги и, что более важное, упущенное время…

Итак, вернемся к Кириллу. Чтобы сразу стало понятно, что из себя представляет этот ребенок, в двух словах попробую описать его самого и его поведение.

Это такой сильноупитанный пятилетка, по моему мнению даже имеющий некоторую степень паратрофии. Зайдя в кабинет, он сразу дал понять, что подчиняться чьей-либо воле он не намерен, на кушетку он не ляжет, на полу он не встанет, на стул он не сядет. А телевизор ему настолько неинтересен, что даже и не стоит утруждать себя и всех в выборе какого-то для него мультика… В таких случаях я обычно говорю, что мультики я включаю для себя, и если кто не хочет, может не смотреть. Обычно это срабатывает. Нет, это в принципе всегда срабатывает, если никто не вмешивается в процесс. И тут, как вы догадались, пора на сцену выводить сопровождающих наше чадо взрослых.

Папа, зайдя в кабинет, сел поодаль и сразу уткнулся в свой телефон. Вот я, если честно, не совсем понимаю таких людей. Прием стоит недешево, очередь обычно тоже не два дня… То есть в чем резон, прождав два-три месяца и заплатив деньги, уткнуться в телефон и даже не поинтересоваться мнением специалиста, не расспросить его о нюансах, касающихся здоровья собственного ребенка? У меня лишь два ответа на этот вопрос. Или родитель абсолютный ноль, или он просто сопровождает «маленького Будду» с его женщинами, что бы они не выносили в конце концов ему мозг по поводу неучастия в воспитании ребенка…
Здесь, как вы и догадываетесь, по всем законам жанра пора бы уже включить и бабушку. Теща папы маленького Кирилла была обычной пожилой женщиной в худшем своем воплощении героинь из народного фольклора про маму жены... Нет, не подумайте, она не пилила зятя прилюдно, не указывала ему на свое место. Но судя по тому, как оба себя вели во время нашей встречи, можно было обо всем догадаться самому… Но это их, в конце концов, дела. И меня можно было бы обвинить в неэтичности, если бы эти дела не касались моего пациента.

Итак, бабушка села подле лежащего на кушетке внука и принялась покрывать его своей заботой. Она успокаивала его, что это все ненадолго, что после всего этого кошмара она купит ему какую-то сто тридцать седьмую машинку в Кораблике, а в довесок еще и картошку фри из Макдональдса! Да и вообще она выполнит любое его желание. Желание у Кирилла было одно, что бы я его поскорее отпустил из своих безобразных лап! Бабушка, сильно сокрушаясь, лишь извинялась, что не может выполнить этого желания. Потом прозвучало роковое: «Хочу писать!». И бабушку здесь чуть удар не хватил. Она готова была сама за него несколько раз пописать, да заодно и покакать, но не знала, как это сделать! Ее мысли метались, она готова была принести из уборной унитаз, выдрав его с корнями из бетона, что бы внучек лишь был пописавши… Но на этот раз все само собой благополучно обошлось. Через несколько минут я закончил работать с Кириллом. Бабушка подхватила с кушетки внука (глядя на эту сцену у меня самого аж в спине стрельнуло) и как ангел на крыльях понесла его в туалет.

Хочу сразу оговориться, что я не специально смаковал развитие этой трагедии. На самом деле это классический случай, когда ребенок манипулирует взрослыми. Из опыта своей работы я немножко научился определять, хочет ли ребенок пить\писать или нет. И при необходимости я всегда предложу прервать сеанс для нужды. Кирилл не хотел ничего. У меня такое сложилось впечатление, что его миссия на сегодняшний день – докучать родителей, что есть мочи. А бабушкин «крест» - с самоотречением следовать написанному кем-то сценарию под названием «Любимый внук».

Ну хорошо. Слава Богу я ничего криминального из «своего» у этого ребенка не нашел. Из разговора с бабушкой мне стало понятно, что ребенок чуть ли не с рождения был интегрирован в планшет. Он даже делал в нем какие-то успехи, чем несказанно радовал окружающих. Например, ловко собирал пазлы, с легкостью находил на youtube какие-то мультики на английском… Ну не иначе, как Бог гением одарил эту праведную семью!  Но время шло, и однажды кто-то из посторонних, может быть даже какой-то доктор-врач, подсказал им, что у ребенка есть задержка в развитии когнитивных функций и посоветовал ограничить общение с компьютером. Пришлось прислушаться к совету. Айпад был убран, после чего у ребенка потихонечку начала развиваться речь и появляться адекватность. А было это год назад, когда мальчику исполнилось уже четыре года… Понятно, что заговорив лишь «во взрослости» (по неврологическим канонам от ребенка можно ждать первых двенадцать слов к двенадцати месяцам), мальчику не достаточно одного года, что бы догнать свой возраст по качеству речи и мышлению. Плюс еще жутчайший случай баловства со стороны бабушки и отсутствие разумного твердого мнения по вопросу воспитания со стороны родителей…

Когда мы прощались, я папе в полголоса намекнул, что вслед за айпадом ребенка нужно оградить от бабушки и отдать его в детский садик. Папа с грустью посмотрел на меня ответил, что сам все знает… Ну если сам все знаешь, то почему не исправляешь-то? Зачем тратить бесполезно немалые деньги на то, что ребенку, да и вообще никому не нужно. Врач не сможет даже за очень большие деньги исправить психологические и педагогические перекосы в твоей семье! Это же твой ребенок! Обезопась его от этой чокнутой бабушки!

Итак, резюме. Если есть хоть небольшая возможность не допускать даже самую лучшую бабушку на свете к воспитанию ребенка, не допускайте! Пусть бабушка и «родная», и бесплатно, потом будет очень сложно и дорого исправлять ее видение на мир, реализованное в вашем ребенке. У бабушек, к сожалению, есть, как правило, одна проблема. В свое время они, как и многие из нас, недодали детям свою заботу и любовь. А вот сейчас это делается в гипертрофированном варианте с любимыми внуками, да еще и с коэффициентом усиления от старческих изменений своей психики. Конечно же, бывают и безвыходные жизненные ситуации. Да и не все бабушки в принципе такие плохие. Но лучше все же дружить с ними на расстоянии, внуков им давать лишь понянчиться, без фанатизма. А если есть хоть небольшая возможность сделать воспитание для ребенка более качественным и профессиональным, не экономьте на этом. Ведь хорошее образование это не только престижные школа с институтом. Очень многое в психическое и физическое здоровье закладывается именно в раннем возрасте.

Запольский К.В.